Магические слова,
фразы, песнопения и заклинания, целью которых является защита человека или
исцеление болезней, а также предотвращение зла, бедствий или воздействия
ведьм. Чары были распространены повсюду с древних времен и до сих пор
используются в народной МАГИИ. Некоторые чары носят исключительно вербальный
характер: фраза, словесная формула или МОЛИТВА; другие представляют собой
надписи на бумаге, пергаменте, дереве или на других материалах, - их носят на
теле. Еще одна группа чар представляет собой соединение фраз с действиями,
такими как плевки. Свои чары существуют практически для каждого желания или
цели: для обретения любовника или избавления от него; для обеспечения
целомудрия, плодородия и силы; для достижения успеха, богатства и славы; для
отмщения. Другие чары защищают растения и диких животных, помогают при дойке
коров и взбивании масла, избавляют от крыс, вредителей и сорняков. Наиболее
распространенными являются чары, связанные со здоровьем и заболеваниями, а
также с занятиями колдовством.
Ряд наиболее древних чар представляет собой магические слова или фразы,
написанные на пергаменте и носимые на теле. Слово АБРАКАДАБРА, например,
возникшее по меньшей мере в Риме во II веке н.э., а возможно, и раньше, как
считают, излечивает от лихорадки.
Средневековая церковь поощряла использование в качестве чар многочисленных
святынь, включая четки и мощи святых. Наиболее распространенным видом чар был
agnus dei (агнец Божий) - небольшая лепешка из воска, изготовлявшаяся из
пасхальных СВЕЧЕЙ, на которой изображали агнца и хоругвь. Благословленный
папой, agnue dei защищал носившего его человека от нападений дьявола, грома,
молнии, пожара, утопления, смерти в младенческом возрасте и других напастей.
В XVII веке сходным образом в качестве АМУЛЕТОВ от огня, непогоды, лихорадки
и злых духов благословлялись четки.
Средневековые ведьмы и волшебники, известные в качестве целителей,
использовали много видов чар. Эти "чародеи", как их часто называют,
пользовались христианскими молитвами, произнося или записывая их на латинском
языке; также они использовали искаженные христианские молитвы. Церковь
признавала употребление молитв и цитат из Писания в качестве лечебных средств
и защиты от зла, но не одобряла, кода их применяли колдуны и чародеи, -
довольно противоречивая позиция, смазывавшая границу между религий и магией.
В XVII веке, например, один колдун из Ноттингема продавал копии Евангелия от
Ионна как средство против ведьм. Для того чтобы расстроить заклинания ведьм,
этот колдун предписывал употреблять определенные травы в сочетании с
пятикратным чтением "Pater noster" (Отче наш), пятикратным же -
"Ave" (молитва Богородице) и однократным - Символа веры.
Некоторые чары представляли собой просто небольшие стихотворения, как,
например следующее, составленное в XIX веке против действий ведьм:
Кующего образы, насылающего своим колдовством
Злые чары, дурной глаз и порчу,
Искушенного в самом хитром чародействе,
Дух небес, отврати его!
Дух небес, отврати его!
Когда ведьмы прибегали к благоприятным для человека чарам, они использовали
такое старинное стихотворение из народной магии: Разгорается огонь,
Разгорается огонь; Агнец на нем, Агнец на нем, Агнец на нем; Отец с тобой,
Сын со мной, Святой Дух меж нами да будет. После чтения этого текста ведьма
плевала по одному разу через каждое плечо и три раза перед собой. Чары
применяются во время занятий, связанных с магией, таких как сбор
лекарственных трав, освящение орудий и кипячение в горшке МОЧИ, чтобы
разрушить заклинание какойлибо другой ведьмы. С развитием науки в конце XVII
века отношение к эффективности действия магических чар изменилось; народной
магией стали заниматься гораздо меньше, особенно в городах. Тем не менее чары
до сих пор являются частью народной культуры. Некоторые их пережитки
встречаются даже на индустриально развитом Западе, например, весьма
популярное средство для гадания: "Любит - не любит" - говорим мы,
обрывая лепестки с маргаритки или ромашки. В неоязыческом ремесле ведьм
понятие чары утратило свое значение; его полностью заменили такие понятия,
как песнопения, заклинания и руны. Некоторые ведьмы носят с собой
"чародейные мешочки", небольшие сумочки на шнурках, в которых
находятся необходимые при заклинаниях предметы. В ШАМАНИЗМЕ чары используются
для заклинания духов, расстройства козней врагов, создания талисманов и
изгнания злых духов из больных.
|